Белый налет на клеммах автомобильного аккумулятора

Бывает, что при длительной эксплуатации аккумулятора автомобильного на его клеммах становится заметен белый налет. Что это означает? Опасно ли это, и если опасно, то чем? И как с этим налетом бороться?

Строго говоря, белый налет на клеммах – это видимый результат окисления свинцового сплава, из которого они изготовлены. Причин окисления может быть много, рассмотрим наиболее вероятные.

Первая в списке причин – протекание электролита из аккумулятора. Оно может вызываться перезаряженным состоянием аккумулятора из-за нештатной работы генератора, чрезмерно высокой или, наоборот, слишком низкой плотностью его электролита, а также внутренним замыканием элементов («банок») аккумулятора.
Электролит может протекать и по причине нарушения целостности корпуса аккумуляторной батареи, а также образования щелей в местах крепления контактов аккумулятора. Такое обычно случается в результате сильных ударных или вибрационных нагрузок.
Вследствие засорения вентиляционных каналов в корпусе аккумулятора давление электролита внутри батареи может повыситься и электролит начнет вытекать через любые доступные ему отверстия.

Другими причинами появления окисления на аккумуляторных клеммах могут явиться недостаточные контакты – как между клеммами проводов и аккумулятора, так и в иных местах автомобильной электросети.

Чем же опасен этот налет?

Во-первых, окисление ухудшает передачу электротока как от генератора к аккумуляторной батарее, так и от батареи к стартеру и иному бортовому электрооборудованию. То есть аккумулятор получает недостаточный заряд, а электротехника вашего автомобиля не получает достаточного количества энергии. Во-вторых, вытекание электролита, то есть, по существу, кислоты, вредно и для технической исправности автомобиля, и для вашего здоровья. И, в-третьих, все перечисленные причины окисления и их последствия ведут к необратимому выходу аккумулятора автомобильного из строя. Тоже хорошего мало.

Чтобы смыть белый налет, а заодно и точно убедиться, что это окисление вызвано протечкой электролита, попробуйте промыть клеммы 10%-ным теплым водным раствором соды. Перед этим желательно снять аккумулятор с автомобиля, или, если не снимать, промывать очень аккуратно, не допуская попадания содового раствора на кузов, узлы и агрегаты автомобиля. Если при попадании содового раствора на клеммы происходит кипение и выделение некоторого количества тепла – это однозначно свидетельствует о наличии кислоты, т.е. о протекании электролита.

Если не получилось удалить налет с помощью содового раствора, или даже вместо этого можно воспользоваться специальной щеткой для очистки аккумуляторных клемм или, если ее нет под рукой, наждачной бумагой и даже ножом. Некоторые автомобилисты в таких случаях промывают клеммы бензином, но мы делать это категорически не советуем. Мало того, что бензин горюч, он еще и может растворять отдельные виды пластмасс и резины.

Итак, клеммы вы прочистили. Теперь встает вопрос: как предотвратить повторное появление окислов?

Ничуть не устарел «дедовский метод»: круглые войлочные прокладки, пропитанные маслом. Одну такую прокладку надевают на клемму аккумулятора, затем прикручивают (надевают) клемму бортовой сети и на нее сверху – вторую прокладку. Можно также использовать фетровые шайбы без пропитки.

Чем смазывать клеммы аккумулятора автомобиля? Для смазки клемм подойдут практически любые изолирующие материалы – технический вазелин, лак, солидол. Но лучше взять силиконовую смазку – в отличие от перечисленных смазок она не собирает на себя грязь.

Хорошо показали себя специализированные аэрозоли для защиты аккумуляторных клемм.

В любом случае при появлении белого налета следует проявлять к аккумулятору особое внимание, заботясь о его своевременном обслуживании и исправности бортовой электросети автомобиля. Тогда у вас появится шанс, что неприятный момент необходимости покупки нового аккумулятора настанет значительно позже.

О правильной зарядке автомобильного аккумулятора вы можете прочитать тут.

Удачных вам поездок!