Ямы на дорогах Самары

Новые исследования самарских геологов могут объяснить бесплодность усилий коммунальщиков и дорожных служб по приведению в порядок подземных коммуникаций и транспортных артерий Самары.

1395593961_5006

Ученые связывают участившиеся аварии с подвижками земной коры, проходящими на территории города. Если эта версия найдет подтверждение, работы властям предстоит еще больше, чем сейчас. Придется пересматривать всю систему строительства в городе, менять регламенты выделения участков под коммуникации и технологии прокладки трасс.

Исследования, которые, по мнению ученых, обнаруживают связь между геологическими и коммунальными потрясениям, проводились ими на основании данных последних трех лет (2011-2013 гг.) – после того как провалы земли в Самаре стали превращаться в обыденное явление, а фото- и видеоматериалы с мест этих инцидентов начали появляться не только в центральных СМИ, но и на страницах таких мировых таблоидов, как The Sun.

Что именно побудило ученых сопоставить места этих провалов с геологическими картами, геофизик Владимир Яковлев припомнить в общении с «СО» не смог, уточнив лишь, что изначально исследование было заказано областным министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Впрочем, в 2008 году его финансирование было прекращено. В то же время г-н Яковлев напомнил, что по материалам 2005-2008 гг. аналогичное сопоставление делали ученые Уральского госуниверситета имени Горького и уже они нашли связь между геологическими процессами и местами концентрации коммунальных аварий в Екатеринбурге.

В Самаре была проведена аналогичная работа, но уже по материалам последних трех лет. «Непонятна причина, по которой провалы машин в 2011-2013 гг. располагаются в городе фактически по прямой линии, при этом почти совпадающей с зоной смены скоростей опускания», – говорит другой исследователь, аспирант СГАУ им. Королева Николай Трегуб. По его словам, земная кора на территории Самары опускается с разной скоростью, нижняя часть города – 4 мм/год, верхняя часть (вдоль Волги) – 2 мм/год. «Возможно, это просто совпадение, но видно, что участки, на которых прорвало трубы, – что, в свою очередь, сопровождалось провалом машин, – идут по одной линии – вдоль улиц Молодогвардейской, Ново-Садовой, Московского шоссе. В связи с этим я считаю, что многие коммунальные аварии связаны не только с износом труб, хотя это, несомненно, тоже имеет место, но и с геологическими процессами», – полагает г-н Трегуб. По его словам, ситуацию усугубляют постоянные вибрации, которые испытывает уже вся Самарская область.

При этом движения земли могут быть причиной и других коммунальных проблем, и не только в областном центре. Например, «в Жигулевске в последние годы часто наблюдаются утечки из канализации нечистот в газоны и на тротуары. Это тоже может явиться следствием сейсмичности или геодинамики».

С практической точки зрения новые данные могут быть чреваты пересмотром всей системы определения мест под строительство домов и крупных сооружений, к которым геологи относят в том числе и Самарское метро. «Сейсмический фон, вертикальные и горизонтальные движения земной коры в городе необходимо учитывать при строительстве крупных зданий и прокладке коммуникаций, а также при строительстве ответственных и жилых объектов», – считает Николай Трегуб.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*